Совместное чтение

При совместном чтении ведущая роль принадлежит взрослому, а ребенок выступает в роли слушателя.
Однако не обязательно всегда читать только родителю. Будет весьма полезным для ребенка чтение взрослому, который в данном случаи не должен перебивать ребенка, не должен говорить «давай читай быстрее», не указывать сразу на ошибки. Обсудите все после того, когда ребенок закончит процесс чтения. Будьте терпеливее к ребенку!
Совместное чтение способствует развитию ребенка, развитию его души, воспитывает внутреннего ребенка.
Чтение вслух – важнейшее средство построения взаимоотношений ребенка и взрослого, но таковым оно становится только при выполнении ряда условий:
- осмысление прочитанного, а не механическое воспроизведение текста;
- обязательное обсуждение прочитанного;
- формирование культуры чтения (обращать внимание ребенка на название и имя автора книги, учить внимательно разглядывать картинки, обращать внимание на необходимость бережного отношения к книге, умения организовать место для чтения, гигиены этого процесса (освещение, расстояние от книги до глаз, поза при чтении);
- расширение круга литературы для совместного чтения (учить ребенка выбирать книги, разнообразные по тематике, по оформлению, по жанру и настроению);
- выразительное, неторопливое, эмоционально окрашенное чтение (родители должны знать, что читая ребенку вслух, тем самым они не только готовят будущего чтеца, но и учат его правильно строить фразу, интонационно ее оформлять, что немаловажно для развития детей с тяжелыми нарушениями речи).

В процессе совместного чтения родитель может использовать следующие приемы:
- начать чтение и через некоторое время предложить ребенку придумать, что должно произойти дальше;
- чтение стихотворения с разными интонациями: весело, печально и обсуждение, какая из них была правильная;
- чтение по ролям (взрослый говорит за одного героя, ребенок за другого, он начинает следить за смыслом, учится говорить с выражением, тренирует память);
- игра в «договорки», когда ребенок закончивает текст словом, подходящим по смыслу (игра увеличивает запас слов ребенка, развивает чувство языка, учит слышать отдельные слова и их сочетания).
Рекомендации для родителей:
- эмоционально настраивайтесь на процесс чтения, артистично подавайте материал;
- не произносите монотонно текст, обыгрывайте ситуации, не торопитесь, создавайте голосом образы героев произведения;
- будьте готовыми отвечать на внезапно возникающие по ходу чтения вопросы и комментарии ребенка и его проявления отношения к прочитанному, что является сутью общения между Вами и ребенком;
- не прерывайте ребенка требованием помолчать, пока ему не дочитают, он может почувствовать себя брошенным и ненужным, менее значимым для взрослого по сравнению с самой книгой;
- не отказывайтесь от совместного чтения вслух, даже когда ребенок научился читать самостоятельно;
- сделайте чтение своеобразным вечерним ритуалом перед сном!
Выбор книги
Всё же, выбирая книгу для своего ребенка, родителям необходимо помнить, что она должна быть немного сложнее уровнем для понимания, на котором в данный момент находится ваш ребенок, что позволит совместно обсуждать непонятные моменты и уточнять понимание смысла прочитанного, одновременно демонстрируя ребенку собственную уверенность в его силах.
Требования к книгам:
При существующем сегодня огромном выборе книг, родители могут затрудняться определить, какие из них годятся для чтения детям. При выборе книги родители должны обязательно ознакомиться с иллюстрациями и текстом. Рисунки в книге для совместного чтения должны быть реалистичными и добрыми, понятными, не слишком мелкими, соответствовать тексту. Текст книги, предназначенной для совместного чтения, должен быть понятным по смыслу, легко произносимым, соответствовать возрасту читателя, без произвольных сокращений, мешающих пониманию смысла текста, без сленговых выражений.
Какие же книги читать?
- Сказки народные о животных, сказки волшебные, авторские, стихотворные.
- Истории про сказочных животных, про реальных животных.
- Про маленьких волшебных человечков: Карлсона, Мурзилку, Мумми-тролей и т. п.
- Про детей, попавших в сказочный мир.
- Про детей в реальной жизни.
- Книги познавательного характера, обязательно красочные.
- Любимые книги вашего детства.

Успехов!!!